«НЕСБЫВШЕЕСЯ» НАС МАНИТ»
В фильме «Три тополя» на Плющихе» нет ни хитро закрученного сюжета, ни актерской игры «на разрыв», ни демонических персонажей. Однако история знакомства таксиста и крестьянки уже не одно десятилетие волнует и сентиментальных женщин, и суровых мужчин.
Титры: «ТРИ ТОПОЛЯ» НА ПЛЮЩИХЕ» Киностудия им. Горького, 1968 год. Режиссер: Татьяна Лиознова. Сценарий: Александр Борщаговский. Оператор: Петр Катаев. Композитор: Александра Пахмутова. В ролях: Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Вячеслав Шалевич, Алевтина Румянцева, Николай Смирнов, |
|
Валентина Телегина, Виктор Сергачев, Хикмат Латыпов, Валентин Печников, Анна Волгина. |
РОМАНТИЧЕСКИЕ БРЕДНИ
В основу фильма легла новелла Александра Борщаговского «Три тополя» на Шаболовке». Да-да, в 60-х годах именно на этой улице под тремя старыми тополями стояло кафе - стекляшка с таким названием, в котором варили самый вкусный в Москве кофе. Идея экранизировать рассказ родилась у Татьяны ЛИО3НОВОЙ, как только она услышала песню «Нежность» в исполнении Майи КРИСТАЛИНСКОЙ: режиссеру захотелось «наложить» понравившуюся мелодию на историю знакомства двух простых людей.
Кстати, первоначально фильм должен был называться так же, как и произведение Борщаговского. Но в то время Шаболовка уже прочно ассоциировалась у советских граждан с телевидением, что, по мнению Лиозновой, могло помешать восприятию истории. Поэтому она заявила писателю: «Плющиха звучит романтичнее». Борщаговский отнесся к «правке» спокойно, но от работы над сценарием отказался. «Борщаговский заявил, что ему больше нечего добавить о своих героях», - вспоминала Лиознова. - Пришлось самой браться за работу. И когда я села за письменный стол, то вдруг поняла, как на самом деле должны развиваться события».
ОХИ ДА АХИ
Интеллигентного, обаятельного таксиста Сашу хотел сыграть Вячеслав ШАЛЕВИЧ. Но режиссер волевым решением назначила его на иную «должность» - мужа главной героини. А на освободившуюся «вакансию» пригласила своего любимца Олега ЕФРЕМОВА. На роль Нюры пробы были долгими: каждую актрису Лиознова просила исполнить песню «Нежность» так, как спела бы ее простая крестьянка, и ни одна не смогла справиться с этой задачей. Устав от проб, Лиознова сказала очередной претендентке Татьяне ДОРОНИНОЙ: «На подготовку даю два дня». На что Татьяна Васильевна ответила: «Зачем? Я сразу спою». Все члены съемочной группы слушали ее, затаив дыхание. «Одного я так и не смогла добиться от Дорониной, - вспоминала Лиознова. - Чтобы во время исполнения она иногда со вздохом произносила горестное «ой». Поэтому на записи ойкать пришлось мне».
«...И КУДА -ТО ВСЕ СПЕШАТ ТАКСИ»
Квартиру, в которой остановилась Нюра, нашли в доме, расположенном недалеко от Плющихи. Хозяева уступили ее съемочной группе, съехав на дачу. Во дворе большого полукруглого дома построили стеклянное кафе, к которому и подруливал после смены герой Ефремова. Вот только тополей там не было - их снимали отдельно. Кафе потом разобрали, но оставшуюся на его месте заасфальтированную площадку местные жители до сих пор используют под парковку, поминая киношников добрым словом.
Ефремов играл таксиста, даже не имея водительских прав. Правда, перед съемками в течение месяца с удовольствием брал уроки вождения, ведь для него они были бесплатными. Так что к концу работы над фильмом за рулем он чувствовал себя вполне уверенно. К слову, его «Волга» ГАЗ-21 снималась в таких кинохитах, как «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Сейчас эту знаменитую машину можно увидеть в Музее «Мосфильма».
БЕЗ ГРОМКИХ СЛОВ
Фильм сняли меньше чем за три месяца. На площадке Лиознова сумела создать необыкновенную атмосферу и много импровизировала. Например, придумала эпизод, когда во время дождя Саша останавливает машину, а Нюра запевает «Нежность». На улице тогда стоял знойный летний день! И киношникам пришлось изображать ливень с помощью поливальной машины, причем диалог находившихся внутри «Волги» актеров, записывали сразу набело. Чтобы шум от «дождя» и работающего мотора поливалки не заглушал их голоса, такси обложили кусками поролона.
Эта пронзительная сцена сыграла в дальнейшей судьбе фильма ключевую роль. Лиознова почувствовала, что мелодия песни становится лейтмотивом всего фильма и обратилась к Александре ПАХМУТОВОЙ с просьбой написать главную музыкальную тему. Прочитав сценарий, та отказалась: слишком уж несопоставимыми показалась ей песня, посвященная летчикам, и история про деревенскую женщину, приехавшую торговать на базаре мясом. Тогда Лиознова пригласила композитора посмотреть отснятый материал. Пахмутовой понравилась работа актеров, особенно ее поразили полные душевного страдания глаза Олега Николаевича: «Я напишу музыку только из-за крупного плана Ефремова».
Хотите посмотреть фильм? - Включайте!
Приятного просмотра!